Автоэлектрик по грузовым автомобилям и спецтехнике с выездом
с 9:00 до 23:00
Без обеда и выходных

Диагностика дизельной топливной системы: ТНВД и форсунок

314435Как и любой агрегат в автомобиле, дизельный двигатель может выйти из строя. Причинами возникновения неисправностей могут быть:
- нарушение сроков проведения технического обслуживания, а также выполнение его неквалифицированными специалистами;
- эксплуатация двигателя с нарушением режимов;
- использование топлива или масла низкого сорта;
- естественный износ узлов и деталей в процессе работы.

Около 70% поломок двигателя связано с выходом из строя топливного насоса высокого давления (ТНВД). Проведенные расчеты позволяют утверждать, что дизельный двигатель грузового автомобиля или трактора перерасходует в год около 3-х тонн топлива, чем увеличивает выброс вредных веществ в окружающую среду. При этом выбросы в атмосферу СО составляют около 150 кг, а СН –  30-50 кг.

В период с 1970 по 1980 год ГОСНИТИ проводил специальные исследования, которые показали, что при своевременном проведении технического обслуживания и диагностике топливной аппаратуры, возможно снизить потери топлива на 30-40%, а значит, и уменьшить загрязнение атмосферы. Из-за неисправности топливных устройств дизельный двигатель значительно перерасходует топливо и теряет свои пусковые свойства. Например, если объем двигателя составляет от 2,5 до 3,0 литра, то по вышеуказанной причине он перерасходует до 150 кг топлива на 10 тыс. км пробега. Если же проводить профилактические работы и диагностику согласно рекомендациям завода-изготовителя, то срок службы агрегата можно продлить на 15-20%.

Своевременная диагностика позволяет обнаружить неисправности форсунок. Если же сразу провести раскоксовку распылителя, промывку, притирку и регулировку давления то, на тех же 10 тыс. км пробега топлива экономится около 15 кг. Бесперебойная подача топлива в двигатель и распыление его в цилиндре в соответствии с нормативами характеризуют нормальную работу топливной аппаратуры. Большое влияние на работу топливной системы оказывает и состав подаваемого топлива. Чем меньше в нем механических примесей, воды – тем оно качественнее. Именно от того, насколько качественно работает топливная аппаратура, зависят выдаваемая двигателем мощность и экономичный расход топлива. Для обеспечения безупречной работы топливной аппаратуры ей необходимо регулярно проводить профилактику, испытания и регулировку.

Для того чтобы топливная система выполняла свои функциональные задачи, обеспечивала нормальную работу двигателя и расход топлива не превышал установленных норм, мы рекомендуем использовать специально разработанные присадки: «Активную промывку топливной системы» для дизельных двигателей и раскоксовку «Эдиал». Эти присадки при промывке способствуют очищению деталей топливной системы от углеродистых осадков, очищают камеры сгорания от нагара. Они хорошо промывают сопла форсунок, раскоксовывают кольца, тем самым повышая компрессию и качество смесеобразования. При восстановленной компрессии обеспечивается полное сгорание топлива в камерах, увеличивается мощность двигателя и не происходит перерасход топлива.

Топливную присадку «Эдиал» также рекомендуется использовать в холодное время года, так как при ее добавлении не возникает проблем с запуском двигателя при низких температурах. Применить присадки не оставляет особой сложности: согласно рекомендациям на упаковке они просто добавляются в топливный бак в определенной пропорции к количеству топлива. Очистка топливной системы происходит во время эксплуатации автомобиля. Это простой и эффективный способ содержать в надлежащем состоянии топливную аппаратуру. Если эти присадки непосредственно добавить перед проведением диагностики, то это поспособствует более качественному ее проведению и позволит реально увидеть проблемы в работе дизельных форсунок и ТНВД. Такие действия помогут содержать двигатель в рабочем состоянии и не доводить его до капитального ремонта.

Правила технической эксплуатации рекомендуют проводить регулировочные и восстановительные работы топливных насосов и форсунок в определенное время. Например, ТНВД, установленные на крупных дизелях, нуждаются в осмотре и профилактике каждые 4-6 тыс. часов работы, а форсунки – через 600 -1000 часов. Значительно сокращен период профилактических работ у высокооборотных дизелей.

Большое давление в топливной системе автомобиля способствует мелкому распылению топлива, которое подается в цилиндры. Для того чтобы давление было высоким, между втулкой и плунжером устанавливается малый зазор, который не должен превішать 5 мкм. Для уплотнений в насосах высокого давления применено довольно простое решение. Однако, оно же и отрицательно сказывается на работе, так как во время эксплуатации увеличивается кольцевой зазор и снижается плотность пары плунжер-втулка, что способствует понижению давления в топливной системе. Поэтому при техническом обслуживании в обязательном порядке нужно проверять насколько плотно находятся между собой плунжер и втулка. Это требование можно отнести и к прецизионным парам насоса и форсункам.

Регулярное проведение диагностических работ и оперативное техническое обслуживание позволяют избежать топливных потерь и на пятую часть увеличить срок службы двигателя. Содержание в нормальном рабочем состоянии форсунок оказывает существенное влияние на экономию топлива.
Оперативная диагностика топливной аппаратуры дизельного двигателя проводится механотестером МТА-2 (ДД-2120). Этот прибор отличается простотой и компактностью. Им проводят тестирование форсунок, плунжерных пар и клапанов нагнетательных. Такое тестирование экономит время и средства на проведение диагностических работ. Применение механотестера исключает необходимость снятия форсунок с двигателя. Если обнаруживается неисправность одной, только тогда она подлежит снятию для проведения ремонта, опрессовки и регулировки. Если же механотестер установить на верстак, то он становится стационарным прибором для проведения диагностики форсунок.

Для того чтобы обеспечить качественный ремонт топливной аппаратуры, ремонтный участок должен иметь стенд, на котором проводят испытания и регулировку ТНВД. Такой стенд является дорогостоящим оборудованием и к работе с ним должны допускаться только квалифицированные специалисты. В настоящее время подобные стенды выпускаются различных модификаций, их производят разные производители. В зависимости от целей и задач того или иного ремонтного участка топливных насосов и подбирается испытательный стенд.

Одним из важных контрольных мероприятий в обслуживании топливной аппаратуры является проверка плотности прилегания плунжера с втулкой. Увеличение зазора более 5 мкм приведет к снижению давления в топливной системе, что в свою очередь, скажется на распылении топлива подаваемого в камеры сгорания. Отсутствие необходимого давления сказывается на неполном сгорании топлива, его перерасходе и загрязнении отдельных деталей топливной аппаратуры. Вследствие этого двигатель начинает работать не на полную мощность.

Для того, чтобы проверить плотность плунжерных пар на двигателе, используют следующий способ: подключают механотестер МТА-2 к топливному насосу (разрешается использовать трубку высокого давления), выставляют плунжерную пару в такое положение, которое соответствует середине пути подачи топлива. Далее, создают давление 250 кгс/см2 в плоскости нагнетания и секундомером замеряют время, в течение которого идет снижение давления в интервале от 200 до 150 ксм/см2. Для этого можно запустить двигатель и измерить максимальное давление, которое обеспечивает эта плунжерная пара. Такая проверка для специалиста не представляет особой сложности и занимает оптимальное время.

Одним из вопросов диагностики работы системы подачи топлива является проверка качества распыления смеси. Ее можно провести даже не снимания форсуну с двигателя. Заключение делается исходя из того, какое давление на впрыске топлива. Если оно в пределах номинального, то распыл соответствует техническим требованиям. При этом стрелка манометра не изменяет своего положения или ее колебания стабильны, а впрыск сопровождается звонким звуком. Все это свидетельствует о хорошем распыле дизельной форсунки.
Снижение давления впрыска ниже номинального на 30-50%, колебания стрелки манометра от нуля до максимального зафиксированного значения свидетельствуют о том, что качество распыления не соответствует нормам, т.е. происходит залив форсунки топливом. Причина может быть одна из двух: или игла распылителя зависла в верхнем открытом положении, или ее заклинило в нижнем закрытом положении.

Закоксовка дизельной форсунки. Промывка дизельной форсунки

Признаки, по которым можно судить о том, что качество распыла топлива хорошее, при проведении испытаний форсунок непосредственно на самом двигателе или на испытательном стенде:
- струя подаваемого топлива имеет туманообразное состояние;
- отсутствие при визуальном наблюдении вылетающих капель и сгущений топлива;
- слышимость четкого звука при впрыске;
- отсутствие подтекания топлива в месте выхода струи из отверстия распылителя вначале и в конце впрыскивания.

Для того чтобы иметь возможность оперативно диагностировать работу дизельных форсунок, которые управляются электронной системой впрыскивания топлива Commo Rail, достаточно иметь тестер обратной подачи топлива. Такой прибор позволяет проводить диагностику дизеля, у которого шесть форсунок. С его помощью можно определить уровень перелива непосредственно на автомобиле. Тестер дает возможность увидеть объем перелива от каждой из форсунок. Определение неисправности не занимает много времени и не представляет сложности. Также тестер позволяет измерить количество топлива, которое проходит через обратную ветвь форсунки. Этот тестер получил широкое применение для диагностики систем Commo Rail, установленных на автомобилях всемирно известных производителей автодорожной, специальной и сельскохозяйственной техники.

Диагностика и ремонт механических форсунок дизелей

Впрыск топливной смеси в камеру сгорания двигателя происходит посредством форсунки. Очень многие владельца автомобилей с дизельным двигателем при первых неполадках в работе сразу сетуют на ТНВД, что не всегда соответствует действительности. Подача топлива с высоким давлением завершается в форсунке, которая является конечным элементом топливной аппаратуры. Качество работы двигателя  зависит от того, как работают форсунки.

При снижении давления в топливной системе форсунка открывается раньше. Результатом этого может служить наблюдаемый визуально черный дым. Если давление выше нормы, то открытие форсунки произойдет позднее. Об этом будет свидетельствовать присутствие белого дыма.
Давайте представим, что регулировка форсунок, установленных на двигателе, произведена под разное давление. Угол впрыска выставлен в соответствии с требованиями технической документации, однако двигатель начинает работать с перебоями, и виден дым то черного, то белого цвета. Вывод можно сделать единственный: открытие одних форсунок происходит позднее других. Дальнейшее регулирование угла впрыска не приведет к положительным результатам.

В процессе эксплуатации распылительные части форсунок покрываются твердыми отложениями, что является естественным процессом для двигателя, который оснащен системой впрыска. В нашей стране этому еще и способствует нарушение технологии производства топлива, качество которого зачастую оставляет желать лучшего.
Такие отложения в форсунках приводят к тому, что форма факела распыла нарушается, пропускная способность форсунки снижается. Характерными признаками этого являются:
- неполадки при запуске двигателя, особенно в зимнее время;
- подергивание автомобиля при начале ускорения и переходных режимах движения;
- нарушение динамики в работе двигателя и снижение его мощности;
- увеличение расхода топлива;
- отсутствие стабильной работы двигателя на холостом ходу (замечается не всегда).

Если вовремя не отреагировать на вышеперечисленные признаки и продолжать эксплуатацию автомобиля, то это приведет к нежелательным последствиям, которые могут выражаться в следующем:
- двигатель будет перегреваться, нейтрализатор выхлопных газов выйдет из строя;
- возможен пробой изоляции высоковольтных элементов системы зажигания, а именно проводов, бегунка распределителя, катушек, наконечников;
- возникновение очагов детонации, которые приведут к повреждению деталей ЦПГ.
С сожалением можно констатировать, что часто автомобили приезжают на ремонт двигателей, вместо своевременного проведения его диагностики. Несвоевременное проведение диагностических работ для владельцев оборачивается потерей времени и ведет к значительным материальным затратам.

Адрес
Москва ул. Ижорская 11
Филиал Московская область, городской округ Истра, поселок Дарна 45А
Свяжитесь с нами

Для более оперативного решения вашей проблемы нам нужно знать марку вашей техники и место стоянки

Яндекс.Метрика